Наша промышленность выпускала монофонические (одноканальные) и стереофонические (двухканальные) грампластинки с частотой вращения З3 1/3 об/мин. и диаметром (в миллиметрах): 300 — гигант, 250 — гранд и 175 — миньон. Каждая сторона пластинок указанных диаметров может вместить программу длительностью 25, 18 и 7 минут соответственно.
Звуковая канавка на пластинке расположена по спирали, образуя зону записи почти на всей её поверхности. Этикетка размещается на центральной части — зеркале пластинки. Длина канавки на пластинках диаметром 300 мм. составляет около 1 км., ширина — около 50 мкм.; масса пластинки — 130-140 граммов.
В грампластинке зона записи расположена ниже поверхности борта и центральной части с этикеткой, поэтому она защищена от возможных повреждений. Благодаря утолщённым бортам и центральной части пластинка меньше подвергается короблению (в пластинках диаметром 17, 5 см. утолщена только зона этикетки, являющаяся опорной поверхностью).
Качественные характеристики грамзаписи определяются ГОСТ 7893-79 «запись механическая на лаковые диски». До принятия нового ГОСТа частотный диапазон грамзаписи не превышал 30-16000 Гц. Лимитировался он характеристиками аппаратно-студийного комплекса записи и аппаратурой механической перезаписи на диск. С 1980 года (по новому ГОСТу) полоса частот записи расширена в диапазоне 20-20000 Гц, отклонение частотной характеристики от заданной ±1,5 дБ, коэффициент нелинейных искажений — не более 1,5%.
На качество звучания грампластинки большое влияние оказывает динамический диапазон грамзаписи*. Самое тихое звучание должно иметь уровень по крайней мере на 10-15 дБ больше шумов пластинки. Поэтому если динамический диапазон грамзаписи составляет 55 дБ, то реальный — 40-45 дБ.
Качество звучания пластинки во многом зависит от уровня механической записи. Сейчас основной уровень записи поднят на 3 дБ относительно уровня записи «старых» пластинок. Это позволило улучшить отношение сигнал-шум и тем самым повысить качество звучания.
* динамический диапазон грамзаписи — это отношение между уровнями сигналов, соответствующих наиболее громкому (тутти — оркестра) и наиболее тихому (пианиссимо — скрипки соло) звучаниям записанного музыкального произведения.